В настоящее время в западных странах наблюдается увеличение спроса на логистические услуги, которые предлагают в основном фирмы, предоставляющие комплексный пакет транспортно-логистических услуг. Как правило, такие компании обладают большим опытом в логистическом управлении, квалифицированным персоналом и развитой инфраструктурой. На Западе разработаны эффективные бизнес-модели логистических компаний, которые в скором времени будут реализовываться в России. Услуги транспортного аутсорсинга уже давно востребованы как предприятиями малого бизнеса, так и крупными транснациональными корпорациями.
В качестве примера аутсорсинга транспортных услуг можно привести компанию Avon. В начале 90-х гг. она (мировой лидер парфюмерно-косметического рынка с годовым оборотом 8 млрд долл.) создала и содержала собственный автопарк. Однако постепенно руководство компании пришло к мысли о возможности оптимизации этого процесса как с точки зрения качества, так и с точки зрения стоимости предоставления услуги. Ведь основной бизнес Avon — это прямые продажи продукции, а не их доставка. Передав функции доставки на аутсорсинг, компания смогла значительно сократить расходы на управление автопарком, ускорить обслуживание клиентов и тем самым повысить лояльность своих покупателей.
В России компании, которые предоставляют трнспортные услуги , как правило, еще не вычленили этот бизнес в отдельное направление. Но тенденция увеличения спроса на аутсорсинг транспортных услуг схожа с мировой. В отдельных отраслях, в частности в строительстве, отказ от самостоятельного выполнения некоторых функций стал уже давно обычным явлением. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций производства.
В качестве еще одного примера можно привести логистическое подразделение российского McDonalds. Хотя доля затрат компании на логистику в стоимости продукции постоянно снижается, она недавно приняла решение о передаче логистических операций на аутсорсинг.
Помимо частного бизнеса транспортные услуги востребованы на правительственном и муниципальном уровнях. Во многих муниципальных образованиях городские пассажирские перевозки осуществляются специализированными негосударственными компаниями.
В компаниях отмечают множество положительных сторон аутсорсинга транспортных услуг. Считается, что при небольших объемах перевозок содержать собственный транспорт экономически неэффективно. Выгоднее передать транспортное обеспечение специалистам: экспедитору, автоперевозчику, логистическому провайдеру. При этом компании снимают с себя ряд проблем, связанных с перевозкой грузов и эксплуатацией автомобилей:
- ремонт;
- содержание гаража и мастерских;
- заработная плата водителей, обслуживающего персонала и т. д.
Мировой опыт показывает, что грамотная и рациональная реализация всех, без исключения, бизнес-процессов в работе компании встречается крайне редко. Высокое качество конечного продукта или услуг, а также минимизация их стоимости, достигаются за счет узкой специализации на отдельных группах процессов. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятиям выгоднее закрывать непрофильные отделы и подразделения, так как за счет этого они получают возможность целенаправленно и эффективно развивать приоритетные направления своей деятельности.
Компании, решившиеся на отказ от содержания собственного автопарка, достигают роста уровня качества своей продукции или услуг благодаря концентрации управленческих усилий и финансовых ресурсов на профильной деятельности. Это, в свою очередь, увеличивает дополнительные продажи и прибыли, которые в конечном итоге значительно превышают затраты на аутсорсинг. Таким образом, процесс снижает издержки обслуживания бизнес-процесса и снимает дополнительную нагрузку с HR-отдела и бухгалтерии.
Специализированная компания раньше любой отраслевой фирмы знакомится с нововведениями, регламентирующими актами, постановлениями и разработками в своей сфере. Используя транспортные услуги, компании не тратят время и ресурсы на разработку, ознакомление, внедрение, обновление товара или услуги, а также на обучение персонала, его поиск, содержание и повышение квалификации. Всегда лучше поручить эту работу специалистам.
В отличие от субподряда аутсорсинг транспортных услуг — это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.